Обновление сайта:

МБОУ - средняя общеобразовательная
 школа №38 с углубленным изучением 
предметов эстетического профиля г.Орла

http://orel-school38.ru/

СТРАНИЦА ЛОГОПЕДА

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определённую операцию речевой деятельности.

Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить. Для этого ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Речь бывает – устная и письменная.

Зачем нужен логопед? Что такое логопедия?

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребёнка.

Многие родители допускают ошибку, считая, что ребёнок научится говорить сам, что «он ещё маленький, вот подрастёт, тогда…».

Но нарушения речи влияют  на психическое развитие ребёнка, на формирование личности ребёнка, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). В школе это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие.

Цели работы логопеда с родителями в рамках школы следующие:

Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии (нарушение письма)  у детей, давать необходимые рекомендации.

Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.

Знакомить с данными логопедического обследования.

Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.

Цель родителей – всесторонне подготовить ребёнка к учёбе, помочь адаптироваться к новым условиям обучения и  в игровой форме развиваться, познавать учебники. В этом нелёгком труде вам поможет консультация логопеда, учителя, а так же пособия специалистов.

Взаимосвязь письма и речи.

Овладеть письмом возможно только тогда, когда языковые и когнитивные способности ребёнка достигнут определённого, минимально необходимого уровня зрелости. Поскольку хронологически этот этап совпадает с моментом поступления ребёнка в школу, то это состояние называют «школьной зрелостью». «Школьную зрелость» следует соотносить с уровнем требований обучения, присущим той или иной программе.

К сожалению, признаки речевого недоразвития будущего первоклассника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.

Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок оказывается в очень сложном положении.

Так, в  современной  методике  обучения  грамоте   общепризнанным   является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова  – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и  письмом  на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой  и др.)  подтверждают, что  элементарное  осознание  фонетических  особенностей звучащего слова влияет и на  общеречевое  развитие  ребёнка  –  на  усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.  И  будет  лучше  для ребёнка прийти  в  школу не только с фонетически чистой, но и  с грамматически  правильной,  лексически  развёрнутой речью.

Обучение письму, сложившееся в России, базируется на нескольких обязательных принципах-условиях, без которых овладение письмом представляется невозможным:

а) осознание фонематической структуры слов и овладение навыком фонематического анализа;

б) полноценное владение слухо-произносительной дифференциацией и идентификацией всех фонем русского языка;

в) владение синтаксическим членением речевого потока (высказывания) на предложения и слова;

г) владение полным набором звуко-буквенных ассоциаций, т.е. правил символизации фонем русского языка по законам графики;

д) владение базовыми навыками каллиграфии, т.е. полным набором моторных образов-кинем (строчных и прописных) и правил их соединения при безотрывном письме. А.Н. Корнев отмечает, что несформированность любого вышеперечисленного этапа освоения навыка правописания делает овладение письмом почти невозможным. [Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург : ИД «МиМ», 1997]

Когда обращаться к логопеду?

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

· 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

· 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

· 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

· 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

· 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

· 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

· В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.

· В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

· К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Какие нарушения речи исправляет логопед?

· Нарушения фонетической стороны устной речи.

· Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.

· Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.

· Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.

· Нарушения чтения.

· Нарушения письма.

КОЛЛЕГАМ В КОПИЛКУ

Полезные книги

                               Под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б.

                     Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. 

      Книга 1 «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников»

       В пособии представлены методики, позволяющие специалистам комплексно оценить трудности в овладении навыками письма и чтения у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах. Предлагаемые методики носят тестовый характер, однако позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций. Это дает возможность наиболее точно оценить психологические механизмы, лежащие в основе нарушений письма и чтения у младших школьников. Данное пособие адресовано нейропсихологам, логопедам и дефектологам.

      Книга 2 «Приложения. Протоколы обследования» Издание содержит протоколы обследования.

— М.: В. Секачев, 2008. – 176 с.

 

· Консультация логопеда для родителей будущих первоклассников

· Программа логопедической работы с учащимися начальных классов

· Инклюзивное образование в школе

· Адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

· Программа внеурочной деятельности (коррекционно – развивающая область)

· Программа развития графомоторных навыков в дошкольном возрасте как необходимая подготовка к школе